ГлавнаяАппарат МООП РЗ РФПрофсоюзный контрольИнспектор ПрофсоюзаСоцпартнёрствоМероприятияОздоровлениеМеждународная работаКонтакты

Главный путь – социальное партнерство

06.08.2021 в 09:41 739

1997 год внес некоторую стабильность в работу Профсоюза, определились основные направления его деятельности, налаживалось социальное партнерство. В марте 1997 года президиум обкома рассмотрел более содержательный проект Соглашения между тремя организациями: ГУЗАМО, Фармокологическое управление Администрации Московской области и МОК профсоюза на 1997 - 1998 годы, одобрил его и предложил принять коллегиям управлений.

В одном из интервью председатель обкома Б.Н.Возохин сказал:

«Самое главное - трехстороннее специальное соглашение между обкомом, Главным управлением здравоохранения и Мособлфармуправлением. Без взаимопонимания невозможно поднять на приличный уровень социальную защиту населения, сохранить хозяйственную базу, обеспечить отдых наших работников и их детей...Систему здравоохранения мы развалить не дадим. Тут работают святые люди, которые выполняют самую благодарную на Земле работу - спасают наши жизни». [1]

В марте 1997 года на заседании президиума обкома было рассмотрено состояние производственного травматизма в лечебно-профилактических учреждениях. Было отмечено  уменьшение несчастных случаев на 8,5%  и потерь рабочего времени из-за нетрудоспособности по его причине - на 4,9%. Но проблема предупреждения производственного травматизма требовала постоянного к себе внимания. Почти каждый год люди гибли и калечились в авариях с участием санитарного транспорта, получали тяжелые травмы на предприятиях медпрепаратов, на производстве с токсичными веществами, а иногда облучались «дозами» рентгеновских установок старого типа. Частое причиной травматизма являлся, так называемый, человеческий фактор, то есть пренебрежение правилами техники безопасности, обязательными медосмотрами водителей перед рейсом и т.д. Поэтому президиум обкома ежегодно заслушивал отчеты технической инспекции труда и хозорганов и принимал довольно жесткие меры к нарушителям. Ведь контроль за созданием здоровых и безопасных условий труда - важнейшее направление защитной функции профсоюзов.

Определенным достижением явилось то, что в целом ряде ЛПУ Балашихинского, Воскресенского, Ленинского, Раменского, Рузского, Серебряно-Прудского, Серпуховского, Чеховского районов и гг. Ивантеевка, Лобня, Климовск, психиатрической больницы №2 им. В.И. Яковенко  удалось ввести в штат доверенного врача. И в обкоме профсоюза с 1998 года на полставке работал доверенный врач. Ежегодно в районах, городах и в целом по области стал проводиться анализ заболеваемости работников отрасли.

Вопрос «О работе профсоюзных организаций по улучшению условий труда, снижению общей и профессиональной заболеваемости работников здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, здравниц» специально был рассмотрен на пленуме обкома профсоюза в 2001 году. Но проблема оставалась острой. Общая заболеваемость снижалась медленно: в 2000 году - 1064,7 дня на тысячу работающих, в 2003 году - 1044,2 дня. Ежегодно среди медиков отмечалось 6-9 случаев профессиональных заболеваний, из них - более половины туберкулезом.

Обком профсоюза провел шесть комплексных проверок состояния охраны труда совместно с представителями прокуратуры Московской области, Инспекции труда, центров Госсанэпиднадзора, Главного управления по труду и социальным вопросам, Федеральной инспекции труда Московской области. Руководителям ЛПУ было выдано более 80 представлений с предложением выполнить свыше 500 мероприятий по улучшению условий труда работников здравоохранения. 16 должностных лиц были привлечены к административной ответственности.

В октябре 2001 года пленум обкома профсоюза, рассмотрев вопросы охраны труда, потребовал от министерства укомплектовать службы охраны труда квалифицированными работниками. К 2004 году в ЛПУ области насчитывалось свыше 170 специалиста по охране труда. Должность главного специалиста по охране труда в 2001 году появилась и в самом министерстве здравоохранения.

Явился своевременным разработанный по инициативе профсоюзов области, принятый областной Думой и утвержденный губернатором «Закон об охране труда в Московской области», который вступил в действие с 1 января 2002 года. В дополнение ко всему 26 мая 2003 года областным министерством здравоохранения был издан приказ по вопросам охраны труда и доведен до руководителей территориальных органов управления здравоохранения, главных врачей ЦРБ и ЦГБ, ЛПУ областного подчинения.

Впервые в 2004 году, на базе Мытищинской ЦКГБ, было проведено расширенное совещание-семинар хозяйственных руководителей, профсоюзных работников и специалистов по охране труда.

Ежегодно обком профсоюза проводил смотры-конкурсы на лучшего уполномоченного по охране труда, которых к 2004 году в профкомах ЛПУ области насчитывалось 2733 человека. Кроме того, в крупнейших лечебно-профилактических учреждениях  на общественных началах работали 728 комитетов по охране труда. Надо подчеркнуть, что эти комитеты, по сравнению с комиссиями по охране труда профкомов советского времени, являлись более качественным институтом общественного контроля. Они были рождены реалиями жизни и закреплены в новом Трудовом кодексе РФ (2001 г.).  218 статья кодекса гласит: «в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа». Комитеты (комиссии) получили полномочия организовывать совместные действия по обеспечению требований по охране труда, проверять условия труда на рабочих местах, а также - информировать работников о принятых мерах, формировать соответствующий раздел коллективного договора, вносить предложения администрации и другие. 

Организационная сторона дела выглядела вполне благополучно. Но на практике все было сложнее. Статистика несчастных случаев, несмотря на положительную динамику, все же была тревожной: за последние три года получили травмы на производстве 649 работников учреждений здравоохранения. Только в первом полугодии 2004 года произошло 58 несчастных случаев, что обернулось 953 днями нетрудоспособности. Во многих случаях причинами получения травм стали нарушения скоростного режима водителями санитарного транспорта. Однако были и другие причины: снижение темпов аттестации рабочих мест из-за недостаточного финансирования ЛПУ, нападения на медицинских работников во время исполнения ими своих служебных обязанностей. Все эти вопросы постоянно являлись предметом рассмотрения на заседаниях президиума обкома и коллегии МЗ МО.

В ряду важнейших направлений деятельности обкома стола и социально-экономическая работа. Здесь совместно с органами здравоохранения было сделано не мало. В результате абсолютный  среднемесячный уровень заработной платы работников здравоохранения Московской области  неуклонно рос. Вот цифры в сопоставлении с величиной прожиточного минимума для трудоспособного населения Московской области: 2000 год - 1562 руб. (прожиточный минимум - 970,2 руб.), 2001 год - 2784 руб. (1846), 2002 год - 4037 руб. (2393), 2003 год - 5040 руб. (2694), август 2004 года - 6802 руб. (второй квартал - 3172 руб.).

Такие результаты были достигнуты благодаря мерам, принимавшимся как на федеральном, так и областном уровне.  Так, постановлением Правительства Московской области от 25 августа 2000 года была установлена с 1 января 2001 года надбавка в размере 50% к тарифной ставке (окладу) работников организаций бюджетной сферы, а постановлением от 3 июля 2001 года им же с 1 июля 2001 года дополнительно установлена надбавка в размере 25%. А еще одним  постановлением Правительства МО работникам бюджетной сферы Подмосковья с 1-го сентября 2002 года была установлена доплата в размере 40% к заработной плате. 

Позже правительство РФ намеревалось отменить увеличение окладов на 25% работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, уменьшить размеры надбавок за непрерывный стаж работы. ЦК профсоюза выступил против реформирования надтарифной части оплаты труда. Его поддержал Координационный комитет по социально-экономической защите работников здравоохранения Московской области, и Профсоюз выиграл.

Вопросы оплаты труда обком профсоюза постоянно держал в поле зрения. Но даже регулярное повышение среднего уровня зарплаты медработников не поспевало за инфляцией, галопирующим повышением розничных цен на товары и услуги.

Проблемам реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы был посвящен  пленум обкома 4 марта 2003 года. С докладом вместо заболевшего Б.Н.Возохина выступил Г.Д.Белоусов. Кстати, на этом же пленуме просьба старейшего председателя областной организации профсоюза об освобождении по состоянию здоровья была удовлетворена. Новым председателем был избран член обкома А.Р.Вайгант.[2]

При всех экономических трудностях обкому профсоюза удалось успешно наладить систему социального партнерства, в том числе на основе принятого Московской областной Думой закона «О социальном партнерстве в Московской области».  Во всей отрасли здравоохранения Подмосковья вошло в систему принятие коллективных договоров и соглашений. При этом принятие  КД шло с нарастанием - от 530 договоров в 2000-ом  до 866 - в 2004 году. Коллективные договоры стали более содержательными и контролируемыми, особенно в части оплаты труда, компенсационных выплат, условий и охраны труда, оздоровительной работы. Этому способствовал областной смотр-конкурс на лучший коллективный договор, проводившийся на протяжении трех последних лет совместно с  МЗМО.

К 2004 году добились высокого процента охвата коллективными договорами трудовых коллективов территориальные организации профсоюза Подольского, Ступинского, Раменского, Сергиево-Посадского, Солнечногорского, Домодедовского, Зарайского  районов, городов Электросталь, Лобня,  Ивантеевка, Жуковский, Долгопрудный и другие.

Соглашения, принимаемы в районах и городах области, будучи сначала двухсторонними, к 2004 году превратились, в основном, в трехсторонние (профсоюз - администрация - органы власти) региональные соглашения, включая в себя решение социальных вопросов для всех учреждений бюджетной сферы. Базовым же документом социального партнерства для всех лечебно-профилактических учреждений являлось двухстороннее отраслевое Соглашение между обкомом профсоюза и министерством здравоохранения Московской области. (Оно было образовано вместо Главного управления здравоохранения администрации Московской области и получило аббревиатуру МЗМО - авт.)

Однако серьезные проблемы с организацией социального партнерства имелись в учреждениях фармации. Коллективные договоры заключили менее половины аптек. Некоторые из них вообще не имели профсоюзных организаций. В 2003 году вышли из профсоюза работники 16 аптек области.

Обком профсоюза и министерство здравоохранения на совместных заседаниях и пленумах обкома обсуждали и настойчиво ставили перед вышестоящими организациями вопросы о доплатах и дополнительных отпусках для работников психиатрической службы и противотуберкулезных учреждений, о частичной оплате путевок в санатории, дома отдыха и детские оздоровительные лагеря, об оплате проезда в общественном транспорте медработникам, о централизованном выделении средств для долевого участия в строительстве жилья для работников отрасли и другие.

Решение многих вопросов удавалось. Так, стали предоставляться дополнительные отпуска работникам, связанным с вредными условиями труда, на 90% оплачиваться путевки в детские лагеря (за 2000 - 2004 годах в них оздоровлено более 43 тыс. детей). По решениям местных органов частично или полностью медработникам возмещались расходы на проезд в районах и городах области.

В соответствии с Соглашением на 2004 - 2005 годы правительством Московской области была установлена компенсация расходов работникам государственных учреждений здравоохранения (с 1 по 5 разряды ЕТС) в размере 50% проезда в общественном транспорте до места работы и обратно. За пятилетие за счет бюджетов городов и районов, получения ссуд на строительство индивидуального жилья свыше 1500 семей медработников области улучшили свои жилищные условия.

Целый ряд социальных вопросов был поставлен перед вышестоящими областными органами на пленуме обкома профсоюза в декабре 2003 года. Пленум принял постановление «О состоянии и мерах по развитию коллективно-договорного процесса в организациях, учреждениях здравоохранения и повышению качества коллективных договоров и соглашений в соответствии с новым законодательством».

Говоря о социальном партнерстве, будет не лишним привести такую статистику: в 2000-2005 годах совместно с Министерством здравоохранения правительства Московской области обком профсоюза рассмотрел 18 вопросов, касающихся социально-экономических интересов медработников.

_____________________________________________________

[1] Московская областная газета «Народная газета», 1997, 27 марта

[2] Анатолий Романович Вайгант родился в 1954 г. Окончил Омский мединститут. Работал врачом-педиатором, главврачом детского санатория Реутовской ЦГБ, в 1986-1989 гг. - инструктор, заместитель заведующего орготделом Балашихинского ГК КПСС, в 1989 - 2003 гг. - главный врач Балашихинской ЦРБ. В 1999 г. защитил диссертацию и получил звание кандидата медицинских наук. С 1994 г. являлся членом обкома профсоюза. Избирался членом президиума ЦК профсоюза, исполкома МОООП, правления областного отделения ФОМС. Скоропостижно скончался в 2006 г. Он за короткий период работы успел еще выше поднять авторитет областной организации, на похороны председателя в Москву приехали профлидеры и главврачи из всех районов области.

+1

© МООП РЗ РФ, 2008-2024
119331, г. Москва, ул. Марии Ульяновой, д. 9, корп. 1
Телефоны: +7 (499) 138-51-34; +7 (499) 138-03-40; 
+7 (499) 138-03-94; +7 (499) 138-03-57; 

Электронный адрес: mail@mooprz.ru

Политика конфиденциальности МООП РЗ РФ

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Продолжая пользоваться сайтом, Вы принимаете согласие на обработку Ваших персональных данных (файлов cookie). Пожалуйста, ознакомьтесь с Политикой обработки файлов cookie.

Хорошо